Искусство Новости ФТ


Жителям и гостям «Сириуса» рассказали историю создания балета «Онегин»

В Спортивном парке прошла лекция и кинопоказ балетного шедевра по материалам романа Александра Пушкина.

В рамках проекта «Театр на большом экране» зрители увидели романтическую историю о безответной любви, которая словно создана для танцевальной сцены. Британский балетмейстер Джон Крэнко первым нашел в романе Александра Сергеевича Пушкина потенциал для балета и поставил спектакль, который отражает характер и чувства известных всему миру героев. О том, как создавался хореографический шедевр, зрителям перед кинопоказом рассказал музыковед Георгий Ковалевский.

На лекции жители и гости федеральной территории узнали о жизни и творческом пути одного из самых выдающихся хореографов XX века. Джон Крэнко поставил свой первый балет в 16 лет в разгар Второй мировой войны. Он отразил международные события в постановке о солдате и его подвигах.

За сорок лет профессиональной деятельности балетмейстер срежиссировал свыше 70 постановок, часть из которых, подобно балету «Онегин», были полноформатными, а другие занимали всего 10–15 минут. Джон Крэнко с завистью смотрел на композиторов, чьи рукописи сохранились на долгие годы и воспроизводились талантливыми музыкантами. Творения хореографов же, по его мнению, оставались недолговечными и заканчивались с уходом создателя и танцоров. Нередко он говорил о себе так: «Я создаю балет, как композитор. Только композитор пишет знаками на бумаге, а мой инструмент – человеческое тело, которым я пишу во времени и пространстве».

«Благодаря ассистентам балетмейстера, которые бережно сохранили запись балета “Онегин”, мы можем видеть эту восхитительную работу. Выступление было записано в 2017 году, к этому моменту постановка воспроизводилась на сцене театра уже почти полвека. В ней Крэнко удалось добиться внешней легкости и естественности, за которой стоит огромная работа. Маэстро филигранно выстроил баланс между соблюдением балетных правил и нарушением хореографических канонов, чтобы повествование стало понятно каждому зрителю», – прокомментировал ведущий кинопоказа Георгий Ковалевский.

Первое профессиональное знакомство Джона Крэнко с произведением Александра Пушкина состоялось в Лондоне, где он ставил танцы на оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Однако любовь к классическому произведению заставила хореографа создать балет «Онегин» на музыку Чайковского без единого такта из одноименной оперы. Композитор Курт Хаас, его друг и соратник, создал великолепно дополняющее хореографию звуковое полотно, взяв за основу пьесы из произведений Петра Ильича: цикла «Времена года», другие сочинения для фортепиано, фрагменты оперы «Черевички», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини». 

Запись постановки, которую увидели зрители в открытом кинотеатре Спортивного парка «Сириус», была сделана в Штутгарте. Там с 1961 года Джон Крэнко руководил школой балета. Его талант вывел небольшую провинциальную труппу на уровень лучших мировых коллективов. Помимо «Онегина», хореограф поставил еще три полномасштабных балета, которые сделали его имя эталоном хореографического искусства XX века: «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева, «Укрощение строптивой» в сопровождении произведений Доменико Скарлатти и балет «Кармен».

Проект «Театр на большом экране» стал частью программы Большого летнего музыкального фестиваля. Это серия кинопоказов классических опер, балетов и документальных кинолент, которые проходят в открытом кинотеатре прямо на черноморском побережье. На протяжении всего фестиваля жители и гости «Сириуса» смогут увидеть восемь картин. Актуальное расписание кинопоказов можно узнать на сайте.

Читайте также

Все новости