«Заслуженный коллектив России Петербургской филармонии неоднократно приезжал с концертами на федеральную территорию. Мы — молодёжный оркестр — впервые выступаем в Сириусе. Для столь важного события мы подготовили праздничную программу, сотканную из произведений композиторов разных эпох и стилей. Само перечисление фамилий — это уже палитра: Моцарт, Барбер, Стравинский, Акутагава, Прокофьев. Довольно редко можно встретить такой состав в одной программе. При этом мы не могли обойти вниманием современную малоизвестную музыку, потому что наш оркестр пропагандирует в том числе исполнение редко звучащих произведений», — отметил Ярослав Забояркин, дирижёр оркестра.
Для дебюта на федеральной территории коллектив подготовил программу, составленную по принципу максимального музыкального контраста. Открыла вечер увертюра к комедийной опере «Директор театра» Вольфганга Амадея Моцарта, сочинённая по инициативе австрийского императора Иосифа II в 1786 году. В продолжение прозвучало одно из самых известных произведений американского композитора Сэмюэля Барбера — Адажио для струнных. Произведение, проникнутое пронзительной печалью и глубокой скорбью, стало одним из самых популярных во всей мировой классике.
В завершение первого отделения была исполнена ясная и жизнерадостная Симфония № 1 «Классическая» ре мажор Сергея Прокофьева. Впервые в своей практике композитор писал произведение без инструмента, в результате обнаружив, что материал в таком случае выходит лучшего качества. Симфония стала противоположностью «хулиганским», несколько эпатирующим сочинениям, которыми композитор славился в тот период.
Самое редкое и необычное произведение программы коллектив подготовил для начала второго отделения концерта — сочинение японца Ясуси Акутагавы, 100-летие которого весь мир отмечает в текущем году. В начале 50-х годов композитор впервые приехал в Советский Союз и познакомился с Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном и Дмитрием Кабалевским. При их поддержке в 1953 году в Москве был издан первый Триптих для струнного оркестра, в музыке которого отразилось творчество многих композиторов, которыми восхищался автор. В их числе был Игорь Стравинский, чьё произведение стало итоговым аккордом праздничного вечера. Гимном весне и жизни прозвучала сюита из балета «Пульчинелла», написанная Стравинским по заказу знаменитого основателя «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1920 году.
Исполнение произведений предваряли остроумные и информативные рассказы ведущего концерта —– музыкального критика, журналиста, телеведущего, дважды лауреата премии «ТЭФИ» Артёма Варгафтика. Его лекция «Приключения венского вальса: история одного танца от Штрауса до Равеля» откроет просветительскую программу весеннего музыкального фестиваля 11 марта.
Весенний музыкальный фестиваль «Сириус» продлится до 26 марта. Он реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.