Искусство Новости ФТ


В «Сириусе» прошла лекция о легенде русского балета Мариусе Петипа

О балетмейстере, создавшем совершенный стиль, рассказал историк балета Алексей Исайчев.

Лекция историка балета, ведущего редактора литературно-издательской службы Большого театра Алексея Исайчева состоялась в Университете «Сириус» в завершающий день фестиваля «Дни танца в “Сириусе”». Она прошла в преддверии вечера одноактных балетов в исполнении Мариинского театра и была посвящена настоящей легенде Мариинки – балетмейстеру, педагогу Мариусу Петипа.

Значимость Петипа для русского балета можно сравнить со значением Пушкина для литературы или Чайковского для музыки. Мариинский театр, где талантливый хореограф служил при четырех российских императорах, неофициально называют «домом Петипа». Балетмейстер создал десятки авторских постановок, а балеты предшественников сделал еще более зрелищными. Практически все его спектакли пользовались феноменальным успехом. Он же воспитал не одно поколение прекрасных русских танцовщиков и танцовщиц, а также в целом сформировал исполнительскую школу и стиль, ставшие фундаментом российского классического балета. Рассказ историка балета о блистательном постановщике дополнил показ видеофрагментов балетов в редакции Петипа, главные партии в которых исполнила художественный руководитель проекта «Дни танца в “Сириусе”», народная артистка России, прима-балерина Большого театра, член Экспертного, Попечительского и Художественно-экспертного советов и учредитель Фонда «Талант и успех» Светлана Захарова.

SIR_4777 1 (1).jpg

По словам Алексея Исайчева, который преподает историю хореографического искусства в Московской государственной академии хореографии, для артиста балета важен комплекс знаний: не только отработка техники, но и расширение кругозора в области искусства балета.

«Николай Цискаридзе всегда подчеркивает – чтобы хорошо танцевать, надо много знать. Разделяю его мнение. Когда знаком с контекстом, традицией, знаешь, как и почему постановка создана, кто стал первым исполнителем, как партии усложнялись, обогащались новой техникой движения – все это идет в копилку исполнителя. Умных танцовщиков и балерин всегда видно на сцене на фоне тех, кто отрабатывает механически. Всегда говорю об этом своим студентам», – рассказал Алексей Исайчев.

Санкт-Петербург, где Петипа прожил большую часть жизни, в этом году стал для проекта «Дни танца в “Сириусе”» знаковым городом. Все руководители театров-участников фестиваля – Пермского балета, Театра балета имени Якобсона, Мариинского театра – вышли из одной альма-матер: Академии Русского балета имени Вагановой. Все работали в Мариинском театре, где начиналась и звездная карьера Светланы Захаровой. Расцвет открывавшего «Дни танца» Пермского балета и появление в городе на Каме высококлассного хореографического образования тоже исторически напрямую связаны с Северной столицей. В Пермь в годы Великой Отечественной эвакуировали Вагановское училище вместе с Мариинкой. Именно благодаря этому там начала формироваться профессиональная балетная школа, ставшая в стране на сегодняшний день третьей по значимости после Петербурга и Москвы.

SIR_4763 1 (1).jpg

Алексей Исайчев стал участником «Дней танца в “Сириусе”» во второй раз. В прошлом году он приезжал на федеральную территорию с лекциями, посвященными искусству танца.

«Художественному руководителю фестиваля Светлане Захаровой удалось воплотить масштабный проект. Собрать настолько топовые театры в одно время в одном месте сложно, но ее авторитет в мире танца позволяет решить эту задачу. Важно, что Светлана не делает из “Дней танца” элитарный фестиваль, здесь собирается самая разная публика, представлены разнообразные форматы. На концертах и творческих встречах были не только отдыхающие и жители “Сириуса”, но и сочинцы, и зрители со всего Краснодарского края, из Абхазии. Огромное значение Захарова придает также тому, чтобы дети, которые находятся здесь на образовательных сменах – не только балетные, но и спортсмены, музыканты, юные ученые – благодаря “Дням танца” приобщались к балету. Многие из них впервые смотрят здесь балет. Считаю это важным, ведь российский балет считается, фактически, синонимом нашей культуры», – прокомментировал Алексей Исайчев.

Читайте также

Все новости