Искусство Новости ФТ


Сергей Ролдугин: «Задача музыканта – дойти до сердца слушателя»

Знаменитый виолончелист пообщался со зрителями «Сириуса» в формате творческой встречи.

В «Сириусе» близится к завершению Большой летний музыкальный фестиваль — крупнейшее музыкальное событие федеральной территории. Сегодня вечером состоится его заключительный концерт. Финальную программу представит Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В качестве солиста с одним из лучших оркестров страны выступит народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, профессор, учредитель, председатель правления и Художественно-экспертного совета Фонда «Талант и успех», член Попечительского и Экспертного совета Фонда «Талант и успех», виолончелист Сергей Ролдугин.

В преддверии концерта Сергей Павлович встретился с жителями и гостями федеральной территории. Он поделился мыслями о том, что считает главным в музыкальном исполнительстве, дал советы родителям, желающим вырастить из своего ребенка музыканта, и поделился впечатлениями от посещения строящегося в «Сириусе» Концертного центра.

Z01_0178 1(1).jpg

О задачах музыканта

Все мы, музыканты, должны одинаково блестяще технически исполнять написанное в нотах, и ориентироваться на то, раскрываем ли замысел композитора, доносим ли до публики образ музыки. Ведь задача всегда одна: дойти до сердца слушателя и раскрыть композиторский замысел. Это общие правила, одинаковые для всех исполнительских школ. Но даже в пределах русской школы все делают это по-разному. Работая в жюри множества международных конкурсов, я слушал музыкантов разных стран, школ, и главный критерий оценки их работы всегда один: качество. И очень важно научиться читать в музыкальном произведении то, что заложил композитор, понимать, на что обратить внимание. Разгадать написанное им – задача профессионала и мастера.

О музыкальной педагогике

Я работал, в основном, с тремя дирижерами: Евгением Мравинским, Юрием Темиркановым и Валерием Гергиевым. Эти выдающиеся музыканты стали моими наставниками в профессии и жизни. В своей педагогической деятельности я акцентируюсь на том, что локомотивом развития музыканта должна быть в первую очередь сама музыка. Только потом следует этап технического совершенствования в плане исполнительского искусства. Я и сам в первую очередь музыкант, а во вторую – виолончелист.

Музыкальная педагогика – сложный вид деятельности. Я вижу недостатки, проблемы молодых музыкантов, объясняю, что делать, чтобы их исправить. Придерживаюсь конкретики, чтобы человек понимал, что от него хотят. Но магистрально изменить ученика – сверхзадача, урокам неподвластная. Точно знаю одно: если вижу у человека ростки таланта, к такому ученику отношусь особенно бережно и тщательно, стараюсь не навредить.

На пути ребенка в музыку невероятно важна роль родителей: они могут заинтересовать ребенка ею. А когда маленький музыкант заинтересован, когда ему что-то понравится, он начнет делать успехи. Дальше у ребенка, как правило, включается механизм честолюбия, это тоже важная вещь. А во взрослом возрасте музыка становится защитным средством, которое спасает абсолютно от всех неприятностей. Не у всех есть такая защита.

Родителям, которые хотят отдать детей заниматься музыкой, советую развивать у ребенка слух. Если вы разовьете слух, у него появится природная тяга заниматься.

О виолончельном концерте Дворжака, который прозвучит на закрытии Большого летнего музыкального фестиваля

Концерт, который я выбрал для исполнения в «Сириусе», считается мировым шедевром. Однако я играю его не из-за этого, а потому что просто люблю это произведение. В нем слышны славянские музыкальные мотивы, но чувствуется и мотив американский: Дворжак какое-то время был ректором университета в США. Великий немецкий композитор Йоганнес Брамс, услышав этот концерт Дворжака, сказал: «Если бы я знал, что для виолончели можно написать такой концерт, я бы давно его написал».

Z01_0093 1(1).jpg

О федеральной территории «Сириус»

Я глубоко благодарен нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину и председателю Совета федеральной территории «Сириус», руководителю Фонда «Талант и успех» Елене Владимировне Шмелевой за то, что такая уникальная структура существует. Руководить федеральной территорией и центром, где воспитываются одновременно балет, хоккей, музыка, химия, физика, биология… Как вообще возможно все это охватить своим вниманием? На Западе не верят, что такое уникальное место вообще существует. Но вы-то знаете, что оно есть!

О Концертном центре в «Сириусе»

Скрипки, которые стоят миллионы долларов, на протяжении веков восхищают слушателей в первую очередь неповторимой акустикой. Именно она отличает произведения таких великих мастеров, как Страдивари или Гварнери. Она же становится главной характеристикой качественной концертной площадки.

Я играл в знаменитом Сиднейском оперном театре. Он потрясающе выглядит на открытках, но акустика в нем оставляет желать лучшего, музыканту там работать непросто. Акустическое решение Концертного центра в «Сириусе» разработал великий акустик, японец Ясухиса Тойота. Сегодня я побывал в зале, строящемся на федеральной территории, и убедился: он будет потрясающим. Мало того, что он великолепен визуально и таких мало в Европе и в мире. Главное, все в нем подчинено акустике, на ее улучшение работает даже особый материал для стен. Там все продумано и сделано для того, чтобы слушатели восхищались этим залом и музыкой, звучащей в нем.



Читайте также

Все новости