Искусство Новости ФТ


Филипп Чижевский: С любым великим композитором надо стать на «ты»

В субботу, 5 октября, на федеральной территории завершится проект «Дни барокко в Сириусе».

Шедевры прошлого звучат в исполнении одного из ведущих коллективов аутентичного исполнительства, ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. В трех концертных программах Questa Musica представляет свой взгляд на старинную музыку, исполняет репертуарные редкости, а завтра познакомит слушателей с берущим начало в эпоху барокко жанром concerto grosso – концертом для оркестра с группой солирующих инструментов. Трансляция концерта-закрытия «Дней барокко» начнется в 19:30, ее можно будет посмотреть по ссылке.

Мы побеседовали с Филиппом Чижевским, создателем, художественным руководителем и дирижером ансамбля Questa Musica. Маэстро поделился мыслями о связи между старинной и современной музыкой, объяснил, почему слушать ее лучше не с точки зрения логики, а с открытым сердцем, и рассказал о композиторах барокко, услышав которых, вы проникнетесь эпохой.

– Почему барочная музыка популярна и так откликается современному слушателю?

– Самое притягательное для сегодняшнего художника и для слушателя – момент переосмысления музыки, созданной тогда. Используя современный музыкальный опыт, мы строим арки к ней, ищем точки пересечения. Шероховатости, «несовершенства», присущие музыкальному материалу того времени, сейчас воспринимаются как достоинства. Современные композиторы часто обращаются к референсам ранней музыки в плане формы, инструментов. Многие из них экспериментируют с барочным строем, в котором тогда исполнялись сочинения Генделя, Баха (барочный строй примерно на полтона ниже современного и звучит чуть менее напряженно, что связано среди прочего с меньшим натяжением струн. – Прим. ред.).

Сегодня я бы даже не выделял музыку барокко как нечто отдельное: для современного музыкального пространства характерно смешение стилей, эпох, жанров, направлений. Примерно то же происходит в моде, архитектуре. Раньше мне бы в голову не пришло объединять в одной программе английское и немецкое барокко или смешивать классицизм с романтизмом. А сейчас это воспринимается как естественное явление.

SIR_3741.jpg

– Как вы готовитесь к концертам?

– С любым самым великим композитором надо максимально стать на «ты», понять, что он тоже ходил по этой земле, прочувствовать его мысли, эмоции. Это можно сделать благодаря партитуре. Она – проводник. Перед тем как приступить к репетициям, я разбираю партитуру. В процессе ее осмысления композитор становится для меня другом. Я каждый день с ним гуляю, пью кофе, еду в машине. И только когда удается максимально понять его и как можно лучше подготовиться к первой репетиции, иду к музыкантам. Все достигается в первую очередь осмыслением. Репетиционный процесс, и тем более концерт, становятся уже вишенкой на торте.

– Несколько лет назад вы уже были в Сириусе. Как меняется это место, какие у вас впечатления о нем?

– Самое важное, что в скором времени у вас появится концертный центр с правильной акустикой. Он позволит воплотить самые разные программы – от камерных, хрупких до впечатляюще масштабных. Можно выстраивать завершенные концертные циклы, придумывать нестандартные экспериментальные истории. Можно воплотить даже такие специальные проекты, как цикл из семи опер «Свет» немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена или Струнно-вертолетный квартет того же композитора. Сириус – удивительное место, прекрасное в плане климата, здесь большие открытые пространства. Можно воплощать совершенно космические вещи.

SIR_3791.jpg

– Какие барочные произведения вы бы рекомендовали, чтобы слушатель проникся этим стилем?

– Начиная знакомство с барокко, нельзя пройти мимо двух патриархов – Баха и Генделя. Бах внеконфессионален, при этом слово Божие было для него совершенно естественно. Это единственный композитор, которому абсолютно точно удалось воспроизвести в музыке евангельский текст. Грандиозная музыкальная фреска Баха «Страсти по Матфею» – величайшая оратория, написанная человеком. Гендель – «лакшери-барокко», красивое, пышное. Он упивался красотой и благозвучием своей музыки. Если говорить о личных пристрастиях, я бы советовал Генри Перселла. Музыка этого английского композитора эмоционально пронзает. Музыка всех этих композиторов прозвучит на закрытии «Дней барокко» в Сириусе. Мы исполним Первый концерт Баха для клавесина с оркестром, два concerto grosso Генделя и музыку Перселла к драме «Абделазар».

Полная версия интервью с Филиппом Чижевским скоро появится на сайте «Сириус.Журнала».

Читайте также

Все новости