На федеральной территории состоялась археологическая школа «По следам аргонавтов».
Организаторами летней каникулярной программы стали Художественно-исторический центр «Сириус» совместно с сотрудниками Причерноморской экспедиции Института археологии РАН. Одной из главных локаций, позволяющей погрузиться школьникам в мир древних цивилизаций, стали руины византийского храма IX–X веков, которые находятся на федеральной территории в районе пересечения Олимпийского проспекта и улицы Таврической. Одно из крупнейших культовых сооружений своего времени попало в поле зрения ученых в 1972 году. Позже раскопки прекратились, и только в 2008 году здесь возобновились исследования.
На протяжении четырёх лет археологический объект исследует экспедиция Института археологии РАН во главе с кандидатом исторических наук Алексеем Ворошиловым. За годы работ здесь удалось обнаружить интересные погребальные комплексы и уникальные древние предметы той эпохи. С 2023 года на федеральной территории проходит программа Детская археологическая экспедиция «По следам аргонавтов». Она посвящена исследованию древних цивилизаций и археологических находок, в ней участвуют школьники федеральной территории.

В этот раз 60 детей изучали методику археологических раскопок, учились пользоваться инструментами, находили артефакты под руководством археологов и даже стали участниками нового открытия — древнего захоронения с останками человека. По словам Алексея Ворошилова, привлечение школьников к таким исследованиям помогает им ощутить глубокую связь с историей и воспитывает чувство уважения к прошлому и окружающему их миру.

«Наша цель — погрузить школьников в мир древних цивилизаций и познакомить с историей региона. С удовлетворением могу сказать, что у нас это получается: детей иногда приходится попросту выгонять из археологического раскопа после окончания занятий. Особый восторг у школьников, конечно, вызывают находки, среди которых бывают фрагменты керамической посуды, элементы архитектурного декора и другие древние предметы. Помимо этого, на ежедневных мастер-классах мы объясняем, как археологи определяют возраст находок, реконструируют форму древних сосудов по их фрагментам и что может рассказать культурный слой о жизни древнего населения. Конечно, не все станут археологами, но когда юный человек своими руками из земли достаёт древности, а не просто видит их в витрине музея, он острее ощущает сопричастность истории. Это помогает лучше ценить жизнь. Особенно важно это для детей, ведь они очень чутко реагируют на новые эмоции и впечатления», — рассказывает Алексей Ворошилов.

Подходы к проведению полевых археологических работ зависят от возраста участников. Старшеклассники, вооружившись лопатой, под руководством специалистов осваивают все этапы археологических работ: учатся правильно проводить раскопки, аккуратно изучать культурные слои, фиксировать расположение артефактов и заносить данные в полевой дневник. Младшие школьники в основном используют мастерки и кисточки, чтобы осторожно расчищать находки.

«Для нашей группы специально организовали учебные раскопки: на выделенном участке закопали древние глиняные черепки, которые мы должны были найти. С помощью лопаты и кисточки я раскопала небольшой фрагмент черепицы, который мне разрешили оставить на память. На летней археологической школе я поняла, что хочу стать археологом. Исследовать древние поселения и города, расшифровывать древние надписи и видеть найденные артефакты в музеях — это очень здорово. Раньше я думала, что археологи только раскапывают старинные ценные вещи. Но теперь поняла, что это очень важная работа, ведь благодаря ей мы узнаём, как жили наши предки», — отмечает участница археологической программы Алиса Попова.
У храмового комплекса есть две важные особенности: глубокий колодец, который, возможно, использовался как резервуар для святой воды, и огромный подземный склеп, близких аналогов которому нет даже в европейских странах. Одним из кульминационных моментов археологической школы стала экскурсия в подземную гробницу, которая имела внушительные размеры — восемь на два метра — и была перекрыта полуциркульным сводом, сложенным из плит песчаника, скреплённых серым строительным раствором.

«Я впервые побывал внутри склепа. Хотя скелетов не нашёл, но был удивлён, как такое огромное помещение смогло сохраниться спустя целую тысячу лет! Нам раскрыли секрет строительства: свод склепа возводили на деревянном основании. Больше всего мне понравилось работать с нивелиром — прибором, который позволяет определять разницу в высоте между уровнями земли. Археологи используют его, чтобы зафиксировать глубину расположения находок и измерить разницу в высоте на месте раскопок. За это время я почувствовал себя настоящим археологом и даже нашёл фрагменты древней керамической посуды», — рассказывает четвероклассник Даниил Чеверикин.
Каникулярные программы Художественно-исторического центра проводятся для детей бесплатно на средства бюджета федеральной территории. Всего на лето запланировано шесть программ. Следующей станет «Этнография и я», направленная на изучение культуры, традиций и быта различных народов мира. Программа пройдёт с 30 июня по 11 июля, подать регистрацию на участие можно здесь.
Организаторами летней каникулярной программы стали Художественно-исторический центр «Сириус» совместно с сотрудниками Причерноморской экспедиции Института археологии РАН. Одной из главных локаций, позволяющей погрузиться школьникам в мир древних цивилизаций, стали руины византийского храма IX–X веков, которые находятся на федеральной территории в районе пересечения Олимпийского проспекта и улицы Таврической. Одно из крупнейших культовых сооружений своего времени попало в поле зрения ученых в 1972 году. Позже раскопки прекратились, и только в 2008 году здесь возобновились исследования.
На протяжении четырёх лет археологический объект исследует экспедиция Института археологии РАН во главе с кандидатом исторических наук Алексеем Ворошиловым. За годы работ здесь удалось обнаружить интересные погребальные комплексы и уникальные древние предметы той эпохи. С 2023 года на федеральной территории проходит программа Детская археологическая экспедиция «По следам аргонавтов». Она посвящена исследованию древних цивилизаций и археологических находок, в ней участвуют школьники федеральной территории.

В этот раз 60 детей изучали методику археологических раскопок, учились пользоваться инструментами, находили артефакты под руководством археологов и даже стали участниками нового открытия — древнего захоронения с останками человека. По словам Алексея Ворошилова, привлечение школьников к таким исследованиям помогает им ощутить глубокую связь с историей и воспитывает чувство уважения к прошлому и окружающему их миру.

«Наша цель — погрузить школьников в мир древних цивилизаций и познакомить с историей региона. С удовлетворением могу сказать, что у нас это получается: детей иногда приходится попросту выгонять из археологического раскопа после окончания занятий. Особый восторг у школьников, конечно, вызывают находки, среди которых бывают фрагменты керамической посуды, элементы архитектурного декора и другие древние предметы. Помимо этого, на ежедневных мастер-классах мы объясняем, как археологи определяют возраст находок, реконструируют форму древних сосудов по их фрагментам и что может рассказать культурный слой о жизни древнего населения. Конечно, не все станут археологами, но когда юный человек своими руками из земли достаёт древности, а не просто видит их в витрине музея, он острее ощущает сопричастность истории. Это помогает лучше ценить жизнь. Особенно важно это для детей, ведь они очень чутко реагируют на новые эмоции и впечатления», — рассказывает Алексей Ворошилов.

Подходы к проведению полевых археологических работ зависят от возраста участников. Старшеклассники, вооружившись лопатой, под руководством специалистов осваивают все этапы археологических работ: учатся правильно проводить раскопки, аккуратно изучать культурные слои, фиксировать расположение артефактов и заносить данные в полевой дневник. Младшие школьники в основном используют мастерки и кисточки, чтобы осторожно расчищать находки.

«Для нашей группы специально организовали учебные раскопки: на выделенном участке закопали древние глиняные черепки, которые мы должны были найти. С помощью лопаты и кисточки я раскопала небольшой фрагмент черепицы, который мне разрешили оставить на память. На летней археологической школе я поняла, что хочу стать археологом. Исследовать древние поселения и города, расшифровывать древние надписи и видеть найденные артефакты в музеях — это очень здорово. Раньше я думала, что археологи только раскапывают старинные ценные вещи. Но теперь поняла, что это очень важная работа, ведь благодаря ей мы узнаём, как жили наши предки», — отмечает участница археологической программы Алиса Попова.
У храмового комплекса есть две важные особенности: глубокий колодец, который, возможно, использовался как резервуар для святой воды, и огромный подземный склеп, близких аналогов которому нет даже в европейских странах. Одним из кульминационных моментов археологической школы стала экскурсия в подземную гробницу, которая имела внушительные размеры — восемь на два метра — и была перекрыта полуциркульным сводом, сложенным из плит песчаника, скреплённых серым строительным раствором.

«Я впервые побывал внутри склепа. Хотя скелетов не нашёл, но был удивлён, как такое огромное помещение смогло сохраниться спустя целую тысячу лет! Нам раскрыли секрет строительства: свод склепа возводили на деревянном основании. Больше всего мне понравилось работать с нивелиром — прибором, который позволяет определять разницу в высоте между уровнями земли. Археологи используют его, чтобы зафиксировать глубину расположения находок и измерить разницу в высоте на месте раскопок. За это время я почувствовал себя настоящим археологом и даже нашёл фрагменты древней керамической посуды», — рассказывает четвероклассник Даниил Чеверикин.
Каникулярные программы Художественно-исторического центра проводятся для детей бесплатно на средства бюджета федеральной территории. Всего на лето запланировано шесть программ. Следующей станет «Этнография и я», направленная на изучение культуры, традиций и быта различных народов мира. Программа пройдёт с 30 июня по 11 июля, подать регистрацию на участие можно здесь.