Новости ФТ


Древние артефакты: что школьники Сириуса ищут на раскопе византийского храма

На федеральной территории состоялась археологическая школа «По следам аргонавтов».

Организаторами летней каникулярной программы стали Художественно-исторический центр «Сириус» совместно с сотрудниками Причерноморской экспедиции Института археологии РАН. Одной из главных локаций, позволяющей погрузиться школьникам в мир древних цивилизаций, стали руины византийского храма IX–X веков, которые находятся на федеральной территории в районе пересечения Олимпийского проспекта и улицы Таврической. Одно из крупнейших культовых сооружений своего времени попало в поле зрения ученых в 1972 году. Позже раскопки прекратились, и только в 2008 году здесь возобновились исследования.

На протяжении четырёх лет археологический объект исследует экспедиция Института археологии РАН во главе с кандидатом исторических наук Алексеем Ворошиловым. За годы работ здесь удалось обнаружить интересные погребальные комплексы и уникальные древние предметы той эпохи. С 2023 года на федеральной территории проходит программа Детская археологическая экспедиция «По следам аргонавтов». Она посвящена исследованию древних цивилизаций и археологических находок, в ней участвуют школьники федеральной территории.

SIR_5329.jpg

В этот раз 60 детей изучали методику археологических раскопок, учились пользоваться инструментами, находили артефакты под руководством археологов и даже стали участниками нового открытия — древнего захоронения с останками человека. По словам Алексея Ворошилова, привлечение школьников к таким исследованиям помогает им ощутить глубокую связь с историей и воспитывает чувство уважения к прошлому и окружающему их миру.

SIR_5420.jpg

«Наша цель — погрузить школьников в мир древних цивилизаций и познакомить с историей региона. С удовлетворением могу сказать, что у нас это получается: детей иногда приходится попросту выгонять из археологического раскопа после окончания занятий. Особый восторг у школьников, конечно, вызывают находки, среди которых бывают фрагменты керамической посуды, элементы архитектурного декора и другие древние предметы. Помимо этого, на ежедневных мастер-классах мы объясняем, как археологи определяют возраст находок, реконструируют форму древних сосудов по их фрагментам и что может рассказать культурный слой о жизни древнего населения. Конечно, не все станут археологами, но когда юный человек своими руками из земли достаёт древности, а не просто видит их в витрине музея, он острее ощущает сопричастность истории. Это помогает лучше ценить жизнь. Особенно важно это для детей, ведь они очень чутко реагируют на новые эмоции и впечатления», — рассказывает Алексей Ворошилов.

SIR_5484.jpg

Подходы к проведению полевых археологических работ зависят от возраста участников. Старшеклассники, вооружившись лопатой, под руководством специалистов осваивают все этапы археологических работ: учатся правильно проводить раскопки, аккуратно изучать культурные слои, фиксировать расположение артефактов и заносить данные в полевой дневник. Младшие школьники в основном используют мастерки и кисточки, чтобы осторожно расчищать находки.

SIR_5458.jpg

«Для нашей группы специально организовали учебные раскопки: на выделенном участке закопали древние глиняные черепки, которые мы должны были найти. С помощью лопаты и кисточки я раскопала небольшой фрагмент черепицы, который мне разрешили оставить на память. На летней археологической школе я поняла, что хочу стать археологом. Исследовать древние поселения и города, расшифровывать древние надписи и видеть найденные артефакты в музеях — это очень здорово. Раньше я думала, что археологи только раскапывают старинные ценные вещи. Но теперь поняла, что это очень важная работа, ведь благодаря ей мы узнаём, как жили наши предки», — отмечает участница археологической программы Алиса Попова.

У храмового комплекса есть две важные особенности: глубокий колодец, который, возможно, использовался как резервуар для святой воды, и огромный подземный склеп, близких аналогов которому нет даже в европейских странах. Одним из кульминационных моментов археологической школы стала экскурсия в подземную гробницу, которая имела внушительные размеры — восемь на два метра — и была перекрыта полуциркульным сводом, сложенным из плит песчаника, скреплённых серым строительным раствором.

SIR_5412.jpg

«Я впервые побывал внутри склепа. Хотя скелетов не нашёл, но был удивлён, как такое огромное помещение смогло сохраниться спустя целую тысячу лет! Нам раскрыли секрет строительства: свод склепа возводили на деревянном основании. Больше всего мне понравилось работать с нивелиром — прибором, который позволяет определять разницу в высоте между уровнями земли. Археологи используют его, чтобы зафиксировать глубину расположения находок и измерить разницу в высоте на месте раскопок. За это время я почувствовал себя настоящим археологом и даже нашёл фрагменты древней керамической посуды», — рассказывает четвероклассник Даниил Чеверикин.

Каникулярные программы Художественно-исторического центра проводятся для детей бесплатно на средства бюджета федеральной территории. Всего на лето запланировано шесть программ. Следующей станет «Этнография и я», направленная на изучение культуры, традиций и быта различных народов мира. Программа пройдёт с 30 июня по 11 июля, подать регистрацию на участие можно здесь.

Читайте также

Все новости