Искусство Новости ФТ


Дирижер Дмитрий Юровский встретился с поклонниками в неформальной обстановке

Новый формат встреч опробован в ходе Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус».

Известные академические музыканты, ставшие гостями федеральной территории, раскрываются для слушателей с неожиданной стороны: в неформальной обстановке и живом диалоге они делятся историями из творческой жизни, в том числе курьезными, и отвечают на вопросы аудитории.

Первая встреча в новом формате состоялась с участием дирижера с мировым именем Дмитрием Юровским. Встрече со зрителями он посвятил свой единственный свободный вечер в «Сириусе». На фестивале маэстро поднимается за пульт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова дважды – 24 и 26 июля. Юровский рассказал о концертах на федеральной территории, своих увлечениях и о том, каким главным качеством должен обладать идеальный музыкант.

SIR_9516.jpg

О дирижерском умении чувствовать зал

Общение с публикой – неотъемлемая часть нашей профессии, но ее специфика такова, что большую часть жизни дирижер стоит к публике спиной. Для меня, виолончелиста по образованию, всегда привычно было видеть эмоции зрителей. Помню, как впервые поднялся за дирижерский пульт. Честно говоря, когда не видишь аудиторию – это некомфортно. Но со временем не только привыкаешь, а еще и начинаешь чувствовать зал спиной: энергетику, атмосферу. Понимаешь даже, в каком ключе может пройти сегодняшний вечер. В идеале публика должна осознавать, что ответственность за то, каким будет концерт или спектакль, не находится всецело в руках тех, кто сидит на сцене или в оркестровой яме. Это работа и слушателей тоже. Атмосфера, которую создает зал, напрямую передается музыкантам, артистам.

SIR_9539.jpg

О кантате «Кармина Бурана»

«Кармина Бурана», которую мы исполнили вечером 24 июля, – одно из самых известных, удивительных и спорных произведений XX века. Это час поразительной музыки со впечатляющим использованием ударных, с полурелигиозными-полуязыческими хоралами. В мировой истории, в частности истории Германии, разными политическими направлениями они использовались в своих целях. А на самом деле это весьма сильное духовное произведение. Хорошо, что для его исполнения выбрана именно открытая площадка. Если погода нам позволит, это будет эффектный концерт.

О концерте с Денисом Мацуевым

Я часто принимаю участие в концертах Дениса, регулярно работаю со многими из солистов, которые выходят с ним на сцену. Но одной из самых важных составляющих его программ считаю знакомство с новыми удивительными молодыми музыкантами. Например, пианистке Варваре Зарудневой, которая 26 июля будет солировать в исполнении финала Первого фортепианного концерта Мендельсона, всего 11 лет. Слушаю ее и не представляю: как в ее возрасте можно быть таким осмысленным музыкантом? Поразительно, ведь мне тоже когда-то было 11, я тоже занимался музыкой, но такого глубинного ее понимания тогда во мне не было. При этом Варя все равно остается ребенком. Удивительная комбинация и часто встречающееся на концертах Дениса Мацуева явление. Он умеет видеть таланты.

Концерты Дениса Мацуева в «Сириусе» – встреча и с замечательными состоявшимися музыкантами, и вот с такими звездочками, которые, скорее всего, лет через десять – двадцать станут известными артистами. А вы можете их услышать уже сейчас. Эта преемственность поколений, традиций хороша и для театральных, и для концертных площадок. Я бы даже сказал, что в искусстве это самое важное.

SIR_9562.jpg

О хобби

Для себя играю на виолончели и с удовольствием делаю аранжировки в самых разных стилях. А еще я, как и множество поколений мужчин нашей семьи, с детства с удовольствием езжу на рыбалку – это комбинация ухода в абсолютный дзен и спортивный азарт: ведь когда что-то стоящее клюет, появляется воодушевление, запал! Еще у меня слабость к футболу. Раньше очень любил играть, а сейчас с удовольствием смотрю спортивные соревнования – это тоже адреналин и эмоции.

Об идеальном музыканте

Лучший музыкант для меня – человек, который умеет играть музыку, а не просто ноты. Играть ноты – все равно что читать буквы, а не целые слова и фразы. Буквы и ноты не осмыслены. Главная задача музыканта – играть осмысленно, а не быстрее или громче других. А дирижер должен любить оркестр, с которым работает. Ситуации в коллективах бывают разные, поэтому в дирижерской профессии сложно прожить без любви и огромного терпения.

Читайте также

Все новости