Перед сеансом прошла творческая встреча с сыном автора фильма - Егором Кончаловским.
Известный российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Егор Кончаловский, его мать, актриса Наталия Аринбасарова, и сестра Екатерина Двигубская – киноактриса, продюсер, кинорежиссер и сценарист рассказали студентам Университета «Сириус» о своем творческом пути, секретах профессии, отношении к голливудской киноиндустрии и российскому кинематографу.
Встреча предварила показ драматического художественного фильма «Первый учитель» режиссера Андрея Кончаловского, снятого в 1965 году по одноименной повести Чингиза Айтматова. За главную роль в этом фильме Наталья Аринбасарова получила приз Венецианского кинофестиваля – золотой Кубок Вольпи в номинации «Лучшая женская роль», обойдя Джейн Фонду.
Известный российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Егор Кончаловский, его мать, актриса Наталия Аринбасарова, и сестра Екатерина Двигубская – киноактриса, продюсер, кинорежиссер и сценарист рассказали студентам Университета «Сириус» о своем творческом пути, секретах профессии, отношении к голливудской киноиндустрии и российскому кинематографу.
Встреча предварила показ драматического художественного фильма «Первый учитель» режиссера Андрея Кончаловского, снятого в 1965 году по одноименной повести Чингиза Айтматова. За главную роль в этом фильме Наталья Аринбасарова получила приз Венецианского кинофестиваля – золотой Кубок Вольпи в номинации «Лучшая женская роль», обойдя Джейн Фонду.
Аринбасарова рассказала, что после вручения приза в Венеции ей часто поступали предложения о работе за границей, в том числе в Голливуде, однако все их актриса отвергла. Егор Кончаловский подчеркнул, что западный кинематограф, в отличие от российского, ориентирован в первую очередь на коммерческий успех, это зачастую приводит к ограничению творческой свободы.
«Голливудский кинематограф – бизнес, а не искусство. Голливудские фильмы, которые мы видим в кинотеатрах, – тщательно продуманные проекты, где места для настоящего творчества, как правило, не остается. Сценарии просчитываются, персонажи тестируются, идут маркетинговые исследования. В российской и европейской кинотрадиции главным всегда оставался режиссер. В Голливуде первый человек – звезда, следующий по значимости – продюсер. Они диктуют режиссеру, что делать, он постоянно должен идти на компромисс. Для творчества такого рода компромиссы разрушительны, они не всегда хорошо сказываются на качественной стороне искусства. Никите Сергеевичу Михалкову после выхода “Сибирского цирюльника” американская сторона предложила сотрудничество: сократить фильм до двух часов и запустить в прокат в США. Режиссер отказался, поскольку творческая самодостаточность важнее. В России большинство фильмов по-прежнему создается как форма искусства, а не как строгая математика», – прокомментировал Кончаловский.
«Голливудский кинематограф – бизнес, а не искусство. Голливудские фильмы, которые мы видим в кинотеатрах, – тщательно продуманные проекты, где места для настоящего творчества, как правило, не остается. Сценарии просчитываются, персонажи тестируются, идут маркетинговые исследования. В российской и европейской кинотрадиции главным всегда оставался режиссер. В Голливуде первый человек – звезда, следующий по значимости – продюсер. Они диктуют режиссеру, что делать, он постоянно должен идти на компромисс. Для творчества такого рода компромиссы разрушительны, они не всегда хорошо сказываются на качественной стороне искусства. Никите Сергеевичу Михалкову после выхода “Сибирского цирюльника” американская сторона предложила сотрудничество: сократить фильм до двух часов и запустить в прокат в США. Режиссер отказался, поскольку творческая самодостаточность важнее. В России большинство фильмов по-прежнему создается как форма искусства, а не как строгая математика», – прокомментировал Кончаловский.
Фильм «Первый учитель», показанный в Сириусе, стал дебютной работой Андрея Кончаловского: он был дипломной работой режиссера во ВГИКе. В картине Кончаловский отразил конфликт новых веяний и патриархальных традиций в киргизской деревне. В 1966 году лента, представленная на Венецианском фестивале, получила ряд престижных призов в Италии, Франции и СССР. Показ фильма прошел в открытом кинотеатре Спортивного парка. Сеанс посетили больше ста жителей и гостей федеральной территории.