Прокурор разъясняет
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
Уважаемые посетители сайта!

Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены правовые основы функционирования федеральной территории «Сириус» (далее – федеральная территория).

В этой связи по поручению Генерального прокурора Российской Федерации создан отдел по надзору за исполнением федерального законодательства на федеральной территории «Сириус» (с дислокацией в г. Сочи Краснодарского края) Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Отдел призван обеспечить законность при создании федеральной территории, организации деятельности органов публичной власти, а также при осуществлении экономической и иной деятельности в ее границах.

Первоочередной задачей органов прокуратуры является обеспечение соблюдения прав, проживающих и пребывающих в федеральной территории граждан, в особенности несовершеннолетних и молодежи.

Расширяя возможности взаимодействия с населением федеральной территории и институтами гражданского общества по актуальным вопросам, по договоренности с администрацией федеральной территории на ее сайте создана рубрика «Прокурор разъясняет». В рубрике планируется информировать жителей и гостей федеральной территории об изменениях законодательства, разъяснять отдельные нормы законов, а также отвечать на интересующие население вопросы.

Уверены, рубрика будет полезным и нужным источником информации о работе отдела, состоянии законности в федеральной территории.



Отдел по надзору за исполнением
федерального законодательства на федеральной
территории «Сириус» (с дислокацией
в г. Сочи Краснодарского края)
Главного управления по надзору
за исполнением федерального законодательства
Генеральной прокуратуры Российской Федерации

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Об изменении порядка предоставления отпусков работникам, имеющих трех и более детей.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому человеку предоставлено право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

С 20 марта 2021 года вступили в силу изменения в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующую очередность предоставления отпуска работникам, имеющим трех и более детей.

Теперь работодатель обязан предоставить работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, если младшему из них не исполнилось 14 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в любое удобное для них время.

Ранее такой льготой вправе были воспользоваться многодетные работники, только если все их дети младше 12 лет.

Данные изменения позволят многодетным родителям совместить время отпуска и провести его всей семьей.




За публичное оскорбление памяти защитников Отечества и ветеранов Великой Отечественной войны установлена административная ответственность юридических лиц.
С 16 апреля 2021 года вступили в силу изменения в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Федеральным законом от 05.04.2021 № 58-ФЗ изложена в новой редакции часть 4 статьи 13.15 КоАП РФ, установлена административная ответственность юридических лиц за публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Одновременно с этим статья 13.15 КоАП РФ дополнена частью 4.1., согласно которой юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Ужесточена ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением СМИ и (или) Интернета.

За совершение перечисленных правонарушений юридическим лицам грозит административное наказание в виде штрафа в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. Ранее на субъекта административного правонарушения по части 4 статьи 13.15 КоАП РФ налагались штрафные санкции в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.


Законодателем за принудительную высадку несовершеннолетнего ребенка из общественного транспорта введен штраф.
Федеральным законом от 24.02.2021 № 26-ФЗ в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта внесены изменения, согласно которым с 07 марта 2021 года введен запрет для перевозчиков принудительно высаживать безбилетного пассажира, не достигшего 16-летнего возраста, при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица.
Более того, 01 мая 2021 года вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Федеральный закон от 20.04.2021 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), устанавливающие административную ответственность за совершение указанных противоправных действий.
Так, статья 11.33. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена частью 2.1.
Теперь за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, водитель может быть оштрафован на сумму 5 тыс. рублей, а должностные лица – от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Определены виды федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязателен досудебный порядок рассмотрения жалоб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, применяется с 1 июля 2021 года (далее – перечень).
В перечень включено 62 вида контроля (надзора), относящихся, в частности, к деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и других (всего 19 ведомств).
Например, для Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - это государственный надзор за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции.
Для Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения:
- государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
- государственный контроль за обращением медицинских изделий;
- государственный контроль в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов.
Перечень утвержден во исполнение требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон), вступающего в силу с 1 июля 2021 года (за исключением отдельных положений).
Законом установлена новая система государственного контроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес.
Согласно статье 39 Закона судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями возможно после их досудебного обжалования. При этом статьей 98 Закона полномочиями по определению видов контроля, к которым применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, наделено Правительство Российской Федерации.

В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения.
С 1 июня 2021 года вступают в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
Законом введено такое понятие как «просветительская деятельность» и установлены основы её правового регулирования. До его принятия законодательство Российской Федерации не содержало положений, определяющих правовые основы указанной деятельности, а также порядок ее осуществления и требования к участникам.
Так, статья 2Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнена пунктом 35, согласно которому «просветительская деятельность» – это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом также прописаны общие требования к осуществлению просветительской деятельности.
К субъектам, которые вправе осуществлять просветительскую деятельность отнесены органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении установленных законодательством требований.
Согласно Закону, не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Одновременно Закон наделяет полномочием по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней Правительство Российской Федерации.

Внесены изменения в законодательство о выборах и референдумах.

Федеральным законом от 20.04.2021 № 91-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ряд законодательных актов о выборах и референдумах, в том числе в Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее – Закон о федеральной территории), внесены изменения, направленные на информирование граждан о кандидатах на выборах, являющихся физическими лицами, выполняющими функции иностранного агента.
Так, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнен новыми понятиями: «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом» и «кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
При этом, такие сведения о кандидатах теперь обязательны в подписном листе, в агитационном материале кандидата, на информационном стенде, в избирательном бюллетене, а также должны содержаться при информировании избирателей о таких кандидатах комиссиями и организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, редакциями сетевых изданий.
Частью 4 статьи 28 Закона о федеральной территории установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на выборах членов Совета федеральной территории «Сириус» (далее – подписные листы) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 3 к Закону о федеральной территории.
Федеральным законом от 20.04.2021 № 91-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» примечание к указанному приложению 3 дополнено положениями аналогичными перечисленным выше нормам.
Приложение 3 в редакции Федерального закона от 20.04.2021 № 91-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
Утверждены правила обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими или хроническими заболеваниями,
в том числе редкими (орфанными).

Президентом Российской Федерации в целях оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями 5 января 2021 г. издан Указ № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», которым Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей.
Во исполнение данного поручения постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 г. № 769 утверждены правила обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами России) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей (далее – правила).
Правила распространяются на детей в возрасте до 18 лет, являющихся гражданами Российской Федерации.
Согласно правилам, экспертный совет Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» (далее – фонд) утверждает перечень тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе редких (орфанных) заболеваний, перечень категорий детей с указанными заболеваниями, для которых показано назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации, а также перечень лекарственных препаратов, закупаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации или подведомственным ему казенным учреждением для нужд фонда, и перечень лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации, закупаемых фондом для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.
При этом правилами устанавливаются критерии и порядок формирования перечисленных выше перечней, а также процедура рассмотрения заявок об обеспечении оказания медицинской помощи конкретному ребенку с орфанным заболеванием, в том числе за пределами России, а также лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации.
Обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами России) конкретному ребенку с орфанным заболеванием, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации осуществляются на основании заявок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, формируемых на основании заявлений законных представителей ребенка с орфанным заболеванием, включенным в перечень заболеваний.
Заявки рассматривает экспертный совет фонда, который выносит одно из следующих решений:
- об удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей на один год;
- о необходимости сбора дополнительной информации о состоянии здоровья ребенка, предлагаемом методе лечения, в том числе за пределами Российской Федерации, лекарственном препарате, медицинском изделии, техническом средстве реабилитации;
- об отказе в удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей.
В случае отказа в удовлетворении заявки должно быть указано обоснование такого решения и рекомендации по альтернативным методам лечения.
Сведения о принятых экспертным советом фонда решениях размещаются на официальном сайте фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обращаем внимание, что правила распространяются на правоотношения, возникшие с 3 февраля 2021 г.

Внесены изменения в процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 26.05.2021 № 143-ФЗ внесены изменения в федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, которые вступают в силу с 25.08.2021.
Согласно новой редакции отдельных положений указанных выше нормативных правовых актов нотариус при свидетельствовании подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании или заявлении индивидуального предпринимателя обязан направить такое заявление и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не позднее окончания рабочего дня в электронной форме.
В случае, если в создании юридического лица участвуют несколько учредителей, заявление о государственной регистрации юридического лица при создании и иные необходимые документы направляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи последнего из заявителей на указанном заявлении.
Нотариальное удостоверение подлинности подписи на заявлении, а также передача документов в регистрирующий орган, осуществляются нотариусами в рамках одного нотариального действия.
В случае, если федеральными законами установлен специальный порядок регистрации юридических лиц, то данные правила не применяются.
Утвержден Порядок организации и проведения предрейсового
или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон), организации и предприниматели, осуществляющие деятельность в области эксплуатации транспорта, обязаны организовывать проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Во исполнение указанной нормы Закона приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 № 9 утвержден Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств и обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).
Контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа, а также в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка), до выезда транспортного средства с парковки.
При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.
Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем, которые должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям.
Приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027.
Утвержден новый порядок онлайн-продажи и доставки безрецептурных медикаментов.

С 01 сентября 2021 года вступают в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 827
в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 697.
Согласно новым правилам, при дистанционной продаже лекарств цена на них не должна превышать цену лекарственного препарата в самой аптечной организации.
Изменениями исключается требование к организациям иметь не менее 10 аптек на территории Российской Федерации и собственный сайт
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе осуществления дистанционной торговли лекарственными препаратами возможно использовать сайты-агрегаторы путем заключения аптечной организацией с их владельцами соответствующих договоров.
В случае размещения аптечной организацией на интернет-сайте и (или) в мобильном приложении владельца агрегатора предложения о продаже лекарственного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации, его владелец обязан прекратить размещение такого предложения о продаже (ограничить доступ к нему пользователей сайта и (или) мобильного приложения) и уведомить о факте такого размещения Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Аптечные организации и лица, осуществляющие доставку заказа, несут ответственность за реализацию фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов.
Ответственность за условия хранения и качество лекарств несут аптечные организации, даже если они были приобретены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями.
Такую торговлю вправе осуществлять только те аптечные организации, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от Росздравнадзора.
В связи с принятием Федерального закона «О федеральной территории «Сириус» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.


По итогам всенародного голосования о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации в Главе 3 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закреплен конституционный принцип создания федеральных территорий, не входящих в состав территории субъектов.
Так, часть 1 статьи 67 Конституции РФ содержит положения о возможности создания в соответствии с федеральным законом на территории Российской Федерации федеральных территорий и установления федеральным законом организации публичной власти на таких территориях.
Федеральным законом от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» установлены правовые основы функционирования федеральной территории «Сириус», урегулированы отношения, возникающие в связи с ее созданием, организацией деятельности органов публичной власти, а также с осуществлением экономической и иной деятельности в границах данной территории.
В развитие реализации Закона и в целях интеграции в бюджетный процесс положений о федеральных территориях принят Федеральный закон от 11.06.2021 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О федеральной территории «Сириус» (далее - Закон).
Согласно новой части 3 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положения, установленные БК РФ в отношении субъектов Российской Федерации (органов государственной власти субъектов Российской Федерации), субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, распространяются на федеральные территории (органы публичной власти федеральных территорий). В случае, если положения БК РФ содержат указание на закон субъекта Российской Федерации, то применяется нормативный правовой акт представительного органа федеральной территории.
Законом урегулирован вопрос зачисления в бюджеты федеральных территорий доходов по источникам, формирующим доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, предусмотрена возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам межбюджетных трансфертов в форме субвенций из бюджетов федеральных территорий в целях финансового обеспечения реализации полномочий федеральных территорий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.
Согласно статье 2 Закона, новые положения БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
Закон вступает в силу 22.06.2021.

Утверждены правила направления материалов по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью,
с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
С 01 сентября 2021 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 947, которым утверждены Правила направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – правила).
Правила приняты в соответствии со статьями 28.6 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и регламентируют вопросы, связанные с направлением постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого оно возбуждено, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – единый портал).
В частности, экземпляр постановления по делу об административном правонарушении и материалы, полученные с применением работающих
в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица (далее – постановление), должны направляться лицу, в отношении
которого возбуждено дело об административном правонарушении (далее – адресат), с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи, предусмотренной правилами оказания услуг почтовой связи, путем размещения в личном кабинете адресата на едином портале. При этом, в день размещения постановления в личном кабинете оператор единого портала направляет адресату уведомление, за исключением случая, когда адресат отказался от получения соответствующих уведомлений. Если же адресат не зарегистрирован на едином портале или отказался от получения постановления таким способом, акционерное общество «Почта России» распечатывает экземпляр постановления с материалами по делу об административном правонарушении и осуществляет их доставку почтовым отправлением на бумажном носителе в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Постановление считается доставленным (врученным) адресату на следующий день с момента его размещения в личном кабинете адресата
на едином портале или с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение
7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете на едином портале. Также правилами предусмотрен порядок направления копий решений по жалобам на постановления.
Доставка является платной, ее размер устанавливается в договоре между организацией почтовой связи и отправителем в зависимости от способа доставки.

Лицо, которое уплатило административный штраф до вступления постановления о его назначении в законную силу, считается подвергнутым административному наказанию.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2020 № 28-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда» положения статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) признаны не соответствующими статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют определить порядок исчисления срока, в течение которого лица, уплатившие административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, считаются подвергнутыми административному наказанию.
В этой связи Федеральным законом от 11.06.2021 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП РФ внесены соответствующие изменения.
Статья 4.6 КоАП РФ дополнена частью 2, предусматривающий, что лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, уплатившее административный штраф в срок до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
При этом, согласно новой части статьи 32.2 КоАП РФ (1.5), административный штраф может быть уплачен лицом до вступления постановления о его назначении в законную силу.
Данные изменения вступят в силу с 22.06.2021.

Внесены изменения в закон о федеральной территории «Сириус».
Законодателем уточнены положения Федерального закона от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее – Закон № 437-ФЗ, Закон).
Так, Федеральным законом от 01.07.2021 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной территории «Сириус», вступившим в силу 01.07.2021, конкретизированы отдельные вопросы, касающиеся деятельности территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» (далее – комиссия).
Статья 17 Закона № 437-ФЗ дополнена частями 9.1–9.3, согласно которым в случае придания комиссии статуса юридического лица ее председатель работает на постоянной (штатной) основе и замещает государственную должность Российской Федерации, а заместитель председателя и секретарь комиссии замещают государственные должности Российской Федерации только в случае, если работают на постоянной (штатной) основе.
Комиссия, являющаяся юридическим лицом, имеет аппарат, структура и штат которого устанавливаются ею самостоятельно. Работники аппарата комиссии (в том числе системные администраторы, обеспечивающие эксплуатацию комплекса средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в комиссии) являются федеральными государственными гражданскими служащими.
Вместе с тем новеллы Закона предписывают, что финансовое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств бюджета федеральной территории «Сириус» (далее – федеральная территория). Обращаем внимание, что в этой части нормы Закона № 437-ФЗ будут применяться с 01.01.2022,
в 2021 году комиссия осуществляет расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов членов Совета федеральной территории,
на цели, предусмотренные Законом, в соответствии с порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Кроме того, часть 1 статьи 44 Закона № 437-ФЗ дополнена пунктом 16, устанавливающим возможность установления в федеральной территории специального регулирования в отношении осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Предусмотрены особенности осуществления градостроительной деятельности в федеральной территории. Глава 7 Закона № 437-ФЗ дополнена статьей 46.1, предписывающей, что состав, порядок подготовки проекта генерального плана федеральной территории; внесения изменений в такой проект; его согласования и работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ужесточается контроль за оборотом гражданского оружия.
С 9 июля 2021 года вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), внесенные Федеральным законом от 28.06.2021 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленные на усиление контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации.
К примеру, согласно новеллам законодательства, статья 20.8 КоАП РФ дополнена частями 4.3–4.5, устанавливающими административную ответственность за нарушение правил хранения или ношения оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей с конфискацией оружия или без таковой либо лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 3 лет с конфискацией оружия или без таковой.
За нарушение правил хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, граждане должны будут оплатить штраф в размере от 0,5 до 2 тыс. рублей с конфискацией инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) или без таковой.
Нарушение требований законодательства об оружии участником собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, религиозного обряда и церемонии, культурно-развлекательного, спортивного и иного публичного мероприятия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 3 лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
Вместе с тем, часть 6 статьи 20.8 КоАП РФ изложена в новой редакции. Теперь на граждан наложат административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 30 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 30 до 100 тыс. рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до 30 суток за нарушение правил приобретения или передачи оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Установлен порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1089 утверждено положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, которым установлен порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, за исключением обращения со служебными животными (далее – контроль).
Согласно указанному положению, контроль осуществляется федеральными службами по надзору в сфере природопользования (далее –Росприроднадзор) и по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) и их территориальными органами.
Предметом контроля являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее – лица) обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении
с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами в области обращения с животными, при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – организации) лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.
Объектами проверок Россельхознадзора являются содержание и использование животных в культурно-зрелищных целях; здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.
Под контролем Росприроднадзора деятельность лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, а также здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми владеют и (или) пользуются лица при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).
При этом указанные органы ведут соответствующий учет объектов контроля.
К отношениям, связанным с осуществлением надзора, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30.06.2021, подлежат проведению по новым правилам.
Нормативный правовой акт начал действовать с 02.07.2021.

Семьям с детьми положена единовременная денежная выплата.

В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, Президентом Российской Федерации 02.07.2021 подписан Указ № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» (далее – указ).
Согласно указу, семьи с детьми могут получить единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей.
Деньги причисляются на каждого ребенка одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, в августе–декабре 2021 года.
Для этого они должны обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации в срок до 01.11.2021.
Право на получение денежных средств возникает в случае, если ребенок достиг возраста 6 лет не позднее 01.09.2021.
Также единовременная выплата положена инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, имеющим гражданство Российской Федерации и обучающимся по основным общеобразовательным программам, либо одному из их родителей (законных представителей).
При этом единовременная выплата не учитывается в составе доходов семей получателей такой выплаты при предоставлении им иных мер социальной поддержки и не относится к доходам, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Указ вступил в силу со дня его подписания.

Установлены сроки для подачи работником иска о возмещении морального вреда.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 № 35-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза» часть 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью
или частично.
В этой связи законодателем принят Федеральный закон от 05.04.2021 № 74-ФЗ«О внесении изменений в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), вступивший в силу 16.04.2021.
Законом статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена частью 3, согласно которой работник вправе, при наличии вступившего в законную силу решения суда о восстановлении его нарушенных трудовых прав, обратиться в судебные органы с исковым заявлением о компенсации морального вреда в течение 3 месяцев.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации дети-инвалиды должны обслуживаться вне очереди.
В Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157, предусматривающий дополнительные меры государственной поддержки инвалидов, внесены изменения.
Соответствующий Указ Главы государства от 26.07.2021 № 437 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г.
№ 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» вступил в силу со дня его подписания.
Абзац седьмой пункта 1 Указа Президента Российской Федерации 02.10.1992 № 1157 после слов «инвалиды I и II групп» дополнен словами «, дети-инвалиды и лица, сопровождающие таких детей,».
В этой связи теперь дети-инвалиды и сопровождающие их лица, как и инвалиды I и II групп, имеют право обслуживаться вне очереди на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях. Речь также идет о внеочередном приеме руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Утвержден новый порядок организации и осуществления мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230, вступившим в силу 23.07.2021 и действующим до 01.06.2023, в соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) утверждено новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(далее – положение).
Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – контроль).
Предметом контроля является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценку соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Контроль осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон) и статьями 353–365 ТК РФ.
Объектом контроля являются: деятельность, действия (бездействие) работодателей – юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей – физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов,
которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – контролируемые лица), а также организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
Согласно положению, объекты контроля Рострудом и его территориальными органами относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий, значительный, средний, умеренный или низкий.
В зависимости от присвоенной категории риска предусмотрена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Определены виды профилактических мероприятий при осуществлении контроля, а также виды контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3–6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Закона.
Положением предусмотрен досудебный порядок обжалования решений Роструда и его территориальных органов, действий (бездействия) должностных лиц.

Законодателем усилена ответственность за вождение в нетрезвом виде.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена необходимость снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий,
в том числе путем усиления ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения.
Для достижения поставленной задачи 01.07.2021 принят Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», которым усилена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Так, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) либо статьей 264.1 (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость) УК РФ, наказывается:
штрафом в размере от 300 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет; исправительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет; ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет; принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет; лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.
Указанные изменения вступили в силу с 12.07.2021.

Законодателем предусмотрены случаи получения второго высшего образования бесплатно.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 321-ФЗ внесены изменения в статьи 5 и 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Закона об образовании), которые начали действовать с 13.07.2021.
Право граждан Российской Федерации на образование гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации, частью 2 которой установлено, что каждый вправе на бесплатной основе получить по результатам конкурсного отбора высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Аналогичные положения были установлены и в статье 5 Закона об образовании с условием его получения впервые.
Согласно же новеллам Закона об образовании, лица, имеющие высшее образование, могут получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств по специальностям и направлениям подготовки, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок приема на обучение, перечень таких образовательных организаций утверждаются также федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации установлены порядок и сроки оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами.
Работающие граждане, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на дополнительные выходные.
Так, в силу положений части 1 статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1320 утверждены Правила возмещения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю), которые вступят в силу с 01.01.2022.
Согласно названному порядку, возмещение данных расходов производится территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя
при представлении им заявления и удостоверенной копии приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Решение принимается в течение 10 рабочих дней, после чего денежные средства в течение 2 рабочих дней перечисляются на расчетный счет страхователя.
В случае, если при проверке расходы не подтвердятся либо представленные документы будут неправильно оформлены, то в возмещении откажут.
За недостоверность либо сокрытие документов и сведений, влияющих на возмещение расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода
за детьми-инвалидами и определение размера указанных расходов, страхователь несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом, подлежат возмещению.

Подростки с онкологическими заболеваниями теперь смогут лечиться в профильных медицинских организациях до достижения ими 21 года.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1436, вступившим в силу 01.09.2021, в программу внесены изменения, согласно которым подростки с онкологическими заболеваниями, начавшие лечение в детских профильных медицинских учреждениях в возрасте до 18 лет, вправе его продолжить вплоть до достижения ими 21 года.
Вместе с тем уточнены положения, касающиеся оплаты медицинской помощи в случаях прерывания лечения, финансового обеспечения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, установления тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
С 01 марта 2022 года вступят в силу изменения, связанные с регистрацией юридическими лицами беспилотных летательных аппаратов.
В настоящее время на территории России действуют Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 (далее – правила).
Согласно правилам, учет беспилотных гражданских воздушных судов (далее – БВС) осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта.
При этом требования правил не распространяются на БВС, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию России для участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.
Необходимо отметить, что с 29.12.2020 владельцы БВС могут получать услугу по учету БВС в электронной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2021 № 1457, вступающим в силу 01.03.2022, в правила внесены изменения, согласно которым юридическое лицо – владелец БВС, при постановке его на учет должно будет в заявлении указать вместе с основными сведениями место своего нахождения, а филиалы и представительства иностранных юридических лиц – номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
ВОПРОС - ОТВЕТ
Как обратиться в прокуратуру?
В силу статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» любой человек вправе обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации.

В этой связи население федеральной территории «Сириус» может использовать следующие способы обращения в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства на федеральной территории «Сириус» Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – отдел):

- личный прием граждан и организаций работниками отдела по месту его нахождения по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Кирова, д. 75а (здание прокуратуры Адлерского района г. Сочи);

- направление заявления почтовой связью в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: 125993, ГСП-3, Россия, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15а, и в отдел по адресу: 354040, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Кирова, д. 75а;

- подача обращения через интернет-приемную Генеральной прокуратуры Российской Федерации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/ (помимо общего раздела «Обращения граждан» интернет-ресурс предусматривает отдельные подразделы для направления заявлений о нарушении прав и законных интересов детей и молодежи, сообщений о коррупции, уведомлений об экстремизме, а также прямую линию для предпринимателей);

- обращение посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://www.gosuslugi.ru (подкатегория услуг «Услуга по подаче обращений граждан в органы прокуратуры Российской Федерации» в категории услуг «Безопасность и правопорядок»).

В настоящее время в школах начался прием документов для зачисления детей в первый класс. Каков порядок поступления ребенка в школу?
Организация приема детей в первый класс государственной или муниципальной школы урегулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Законом об образовании.

Согласно положениям статьи 67 Закона об образовании в первый класс может быть принят ребенок по достижении им возраста 6 лет и 6 месяцев, при отсутствии у него противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения им возраста 8 лет. Для обучения в более раннем или более позднем возрасте требуется письменное заявление родителей (законных представителей) и разрешения учредителя школы.

Правила приема образовательной организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на закрепленной территории.

Право преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования имеют дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, в те образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Прием заявлений на обучение в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории, а также имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный прием, начинается 1 апреля и завершается 30 июня текущего года. Директор школы издает приказ о приеме детей в течение 3-х рабочих дней после завершения приема заявлений. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

Моему сыну 16 лет. Могу ли я получить у врача информацию о состоянии его здоровья?
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
Статьей 38 Основного закона закреплено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
Статьей 22 Закона установлено, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, или больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, информация о состоянии их здоровья предоставляется их законным представителям. В отношении же лиц, достигших указанного возраста, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения ими совершеннолетия их законным представителям.
Обращаю внимание, что указанные нормы Закона действуют с 11 августа 2020 года после внесения Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в него соответствующих изменений.
До этого момента указанная выше информация предоставлена родителям (законным представителям) лиц, достигших возраста 15 лет и больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, предоставлена быть не могла.


Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Могу ли я повысить уровень своего образования?
Да, можете. Действующим законодательством созданы дополнительные условия для содействия занятости женщин.
В силу положений пункта 1.1 статьи 23 Закона Российской Федерации    от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям).
Для получения направления женщинам указанной категории надлежит обратиться в органы службы занятости по месту жительства или по месту пребывания, предъявив паспорт или документ, его заменяющий, копию документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также свидетельства о рождении ребенка.
Таким образом, несмотря на перерыв в своей профессиональной деятельности, у мам есть возможность получить новые профессиональные навыки.

Могут ли привлечь к уголовной ответственности за незаконную регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства?

 Да, могут. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства – это регистрация на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо без намерения гражданина пребывать (проживать) в жилом помещении или нанимателя (собственника) такого помещения предоставить его для пребывания (проживания).
При этом за совершение данных деяний, с целью контроля миграционных потоков на территории нашего государства, предусмотрена уголовная ответственность (статья 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Обращаем внимание, что уголовная ответственность наступает не только за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации. Уголовно наказуема и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
Понятие фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства дано в статье 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В качестве наказания по данной статье уголовного закона предусмотрен штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
или без такового.
Вместе с тем, закон освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших указанное преступление, в случае если они способствовали его раскрытию и в их действиях не содержится иного состава преступления.

С какого возраста можно привлечь несовершеннолетнего к административной ответственности?
Все граждане нашей страны, в том числе и несовершеннолетние, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и действующие законы.
Возраст привлечения граждан к административной ответственности регламентирован Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Частью 1 статьи 2.3 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Устанавливая минимальный возраст ответственности, законодатель исходит из того, что именно к этому времени человек способен осознавать характер своих действий, их общественную опасность и запрещенность.
Согласно части 2 указанной статьи КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав по месту жительства ребенка.
Обращаем внимание, что при совершении административного правонарушения лицом, не достигшим 16 летнего возраста, ответственность
за его действия несут родители.
К примеру, родители или иные законные представители могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) КоАП РФ,
а также по статье 20.22 КоАП РФ за нахождение несовершеннолетнего в состоянии опьянения, потребление (распитие) им алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных
или одурманивающих веществ.

ВАЖНО ПОМНИТЬ
Законом предусмотрена ответственность родителей
за неисполнение своих обязанностей.
В преддверии начала летних каникул вопросы защиты прав и законных интересов детей приобретают особую актуальность.
Защите прав ребенка – одна из главных задач государства.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Несмотря на то, что государство создает все условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию своих маленьких граждан, обеспечивает защиту их прав и законных интересов, забота о детях, их воспитание – это, прежде всего, обязанность родителей.
Семейным кодексом Российской Федерации установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Вместе с тем, как показывает практика, не все родители и лица, их замещающие, надлежащим образом исполняют свои обязанности. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что согласно законодательству Российской Федерации, «нерадивые родители» могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.
Так, за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних статьей 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
В случае, если родители или иные законные представители лишают несовершеннолетних общения с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей; намеренно скрывают места нахождения детей помимо их воли; не исполняют судебное решение об определении места жительства детей, в том числе об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, они могут быть привлечены к административной ответственности в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.
За повторное совершение указанных действий предусмотрен штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 5 суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей КоАП РФ, рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения.
В установленных законом случаях родители несут уголовную ответственность:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в том числе родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, которое должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним и может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием, по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ);
- за бездействие, выражающееся в умышленном оставлении без помощи лица (в том числе малолетнего), находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, по статье 125 УК РФ.
Более того, к родителям или иным законным представителям в случае, если они, не имея умысла на причинение смерти ребёнку, но вследствие своего поведения, действий и поступков, причинили такие тяжкие последствия, применяется статья 109 УК РФ.

За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции установлена административная ответственность.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма урегулированы Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Закон)
В силу Закона курение несовершеннолетними, равно как и их приобщение к употреблению табака и никотинсодержащей продукции, не допускается.
Согласно статье 9 Закона, граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака или никотинсодержащей продукции, а также о недопустимости их привлечения к данному негативному процессу.
Статьей 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере
от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, наказываются штрафом в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

За незаконную парковку на месте инвалида предусмотрена ответственность.
Статьей 15 Федерального закона № Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (далее – транспортные средства).
На граждан из числа инвалидов III группы данные нормы распространяются в случае, если они имеют ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени) или получили до 01.07.2020 в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.
На транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид», а информация о них должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов (далее – реестр).
В реестре размещаются сведения только в отношении 1 транспортного средства, управляемого инвалидом, или перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида. При этом, имеется возможность их изменения.
В силу Закона иной автотранспорт, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения, не вправе занимать места для парковки транспортных средств.
Частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил остановки или стоянки автомобилей
на местах, предназначенных для парковки инвалидов, в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей. Более того, возможно и задержание транспортного средства. В этом случае его владельцу предстоит выплатить еще и стоимость нахождения машины на штрафстоянке.
Обращаем внимание, что все парковочные места для людей с ограниченными возможностями обозначаются знаками «Инвалид» и «Парковка». На этой территории наносится определенная разметка для определения зоны действия данных знаков.

Контакты
Начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства на федеральной территории «Сириус» (с дислокацией в г. Сочи Краснодарского края) Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации-
советник юстиции
Игорь Радиевич Забугин
ул. Кирова, 75А, Адлер, Краснодарский край, 354340
тел. 8 (862) 444 -06-13