Синтез науки и искусства: ритм может помочь детям с дислексией

Ученый Университета «Сириус» изучает взаимосвязь музыкальных и лингвистических способностей.
В странах мира насчитывается 10−15% детей, которые столкнулись с нарушениями устной и письменной речи. К ним относят и расстройства чтения. Но вот что интересно: научить ребенка читать может… музыка! Такой яркий проект, в основе которого лежит синтез науки и искусства, разрабатывает аспирант Университета «Сириус» Максим Маркевич.

Максим вырос в медицинской семье, в школе хорошо ладил с естественными науками. Поступил на факультет психологии в Ярославский государственный университет, где изучал, как человек решает творческие задачи. Параллельно учился в Ярославском музыкальном колледже — с 15 лет Максим сочиняет музыку, и главным для него всегда был ритм.

«Композитор должен развиваться в разных сферах, он должен масштабно мыслить, уметь обобщать, синтезировать информацию. Это и создает возможность понять современный мир и выразить его в музыке», — уверен ученый.

В аспирантуру Университета «Сириус» Максима тоже привела музыка. В 2021 году на фестивале «Таврида.Арт» композитор Кузьма Бодров рассказал о своей работе в Образовательном центре «Сириус». Максим начал искать программы по музыке, а нашел по когнитивным наукам. В то время он как раз выбирал аспирантуру, и все сложилось.

В аспирантуре музыка никуда не исчезла из жизни Максима. Он участвовал в XV Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, где завоевал второе место. А в Университете «Сириус» вошел в исследовательский проект, который изучает, почему столь велик разрыв по успеваемости в чтении между младшими школьниками и подростками. Результаты помогут разработать новые образовательные методики для помощи детям, испытывающим трудности в чтении.
«Есть ряд корреляционных исследований, которые показывают, что музыкальные и лингвистические способности взаимосвязаны. Я изучаю то, как музыка может влиять на языковые процессы. Специфично ли ее влияние для определенной модальности (зрительной или слуховой) и типа задачи (лингвистическая или нелингвистическая)? — поясняет Максим Маркевич и проводит параллели с музыкой, которая окружает нас в обычной жизни. — Например, мелодии, которые становятся популярными, так сказать, „застревают“ в нашем сознании, обладают в первую очередь специфичным ритмическим рисунком, а звуковысотность играет меньшую роль. Хорошая музыкальная тема — это та, которую мы можем простучать и тут же узнать!»

Подробнее читайте здесь.

Читайте также

Все новости