По инициативе директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды НТУ «Сириус», члена Совета федеральной территории Андрея Литвинова и директора Института археологии РАН, академика Николая Макарова возобновлены работы по изучению памятника градостроительства и архитектуры муниципального значения — храма у села Веселого. Археологические раскопки некрополя храма проводит Причерноморская экспедиция Института археологии РАН под руководством кандидата исторических наук Алексея Ворошилова.
«Как только экспедиция приступила к раскопкам, к нам потянулись местные жители, которые знают, что в этом месте находился византийский храм. То обстоятельство, что люди интересуются судьбой этого памятника, следят за окружающей его территорией, говорит о чрезвычайной важности продолжать его изучение. Знание своей истории объединяет общество, укрепляет его в сохранении своей культуры, традиций. Мы очень рады, что в „Сириусе“ этому придают большое значение», — сказал Алексей Ворошилов, руководитель Причерноморской экспедиции Института археологии РАН.
В поле зрения ученых храм впервые попал в 1972 г., после чего это место надолго было забыто. Вновь локализовать его удалось уже в 2008 г., когда начались масштабные исследования в Имеретинской низменности. Тогда cочинский отряд ИА РАН под руководством кандидата исторических наук Р. А. Мимохода при консультации члена-корреспондента РАН В. В. Седова провел сплошную археологическую разведку в зоне строительства объектов XXII зимних Олимпийских игр. Благодаря подробному изучению местности удалось установить местоположение храма и в 2010—2011 гг. его изучить.
Результаты археологических работ показали, что здание построено византийскими строителями в IX—X вв. по распространенному в то время типу «вписанный крест». Его стены сложены из прямоугольных тесаных плит песчаника и древнего кирпича — плинфы. Хорошо прослеживаются фундамент по всему периметру здания, структура и архитектурные детали сооружения: три притвора (северный, южный и западный), нартекс, наос и алтарная часть, состоящая из трех апсид.
В слое развала стен храма встречены железные крупные кованые стержни с загнутым концом и подвижным кольцом на другом конце, закрепленные в стенах в ходе строительства. Вероятно, к кольцу крепилась цепь для светильника или другой детали интерьера. Внутри в основании стен местами сохранилась известковая штукатурка белого цвета. Интересны фрагменты сохранившейся цемянки пола из известкового раствора характерного розового цвета с примесью толченого кирпича.
Архитектура строения вписывается в круг памятников Абхазии и Алании IX—XI вв. Наиболее близок план храма Х века в Лыхны в Абхазии. Исследования показывают, что это произведения не просто одной архитектурной школы, но одного ее направления, едва ли не одной строительной артели. Храм у села Веселого планом похож и на церковь Симона Кананита в Новом Афоне.
Строение выделяется очень важной деталью: оно имело цельные или состоящие из нескольких блоков камня подкупольные колонны, что относит его в особый подвид, испытавший прямое влияние региональных школ византийской архитектуры, Херсонеса или Трапезунда.