Знакомьтесь, федеральная территория!
26 Августа 2022
Выставка к 150-летию Сергея Дягилева откроется у Дома культуры в «Сириусе»
Для жителей и гостей федеральной территории будут представлены сцены из балетов легендарного импресарио.
В 2022 году исполнилось 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева, сыгравшего одну из решающих ролей в популяризации русского искусства на рубеже XIX—XX вв.еков. Именно он открыл миру многих талантливых артистов балета, композиторов и художников.

В рамках концепции «Умного туризма» федеральная территория «Сириус» и Мариинский театр запускают совместный проект — открытую выставку у здания Дома культуры (ул. Таврическая, 9). Теперь все желающие — гости и жители федеральной территории — могут ознакомиться с художественной экспозицией, где представлены сцены из произведений, обязанных легендарному импресарио своим возникновением. Таковых в репертуаре Мариинского театра более двадцати.

«Сириус» и Мариинский театр связывает теплая история партнерских отношений: солисты театра уже приезжали в Имеретинскую низменность на гастроли, в июле этого года маэстро Валерий Гергиев и симфонический оркестр театра открывали Большой летний фестиваль в «Сириусе». Место тоже выбрано неслучайно — Дом культуры сейчас переживает возрождение. После ремонта и переоснащения из площадки локального значения он трансформируется в Художественно-исторический центр «Сириус», где будут проходить просветительские, культурные, интеллектуальные мероприятия.
На заре своей театральной карьеры Дягилев недолгое время служил чиновником по особым поручениям при дирекции Императорских театров, редактировал «Ежегодник» и жаждал реформ – хотел составлять репертуар, руководить новыми постановками, привлекать к работе друзей-художников.

Уволенный за ретивость, он смог реализовать задуманное, но лишь за пределами России. Добившись признания на Западе, Дягилев мечтал показать свои спектакли на Родине. Не довелось. При жизни Сергея Павловича в Петербурге узнавали о его экспериментах, поисках и триумфах из газет и по сарафанному радио.

Публика познакомилась в 1920-е лишь с «Петрушкой» и «Жар-птицей», перенесенными на сцену бывшего Мариинского театра артистами из дягилевской антрепризы.
Для его антрепризы Игорь Стравинский написал балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка», «Пульчинелла», «Аполлон», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», оперы «Соловей» и «Мавра», ораторию «Царь Эдип». Дягилев заказал Морису Равелю музыку к балету «Дафнис и Хлоя», Сергею Прокофьеву — «Блудного сына».
Вместе с художниками-единомышленниками он придумал балеты «Шехеразада» и «Карнавал», оперно-балетную версию «Золотого петушка», вывез на Запад «Бориса Годунова» и «Хованщину», «Псковитянку» и «Князя Игоря», а также «Спящую красавицу» Мариуса Петипа и петербургскую редакцию «Жизели».
Процент оригинального дягилевского в современных спектаклях Мариинского различен. Одни балеты идут в воссозданной хореографии и сценографии, для других придуманы новые танцы, фабула, оформление.
Как выглядела премьера «Соловья» у Дягилева в 1914 году, сегодня можно судить лишь по эскизам Александра Бенуа, а вот сценография «Хованщины», заказанная в 1913 году Дягилевым молодому Федору Федоровскому, была воспроизведена художником позднее для спектаклей Большого и Кировского драматического театров (1952) и сохраняется на сцене Мариинского и поныне.
Интерес к наследию «Русского балета» оживился в 1990-е, и постепенно в репертуар труппы вошли реконструкции наиболее резонансных спектаклей. В юбилейный год все они украсят афишу Мариинского театра, как и те произведения русских композиторов, которыми Дягилев восхищался и включал в программы «Русских сезонов».

Читайте также о проекте «Умный туризм» на федеральной территории «Сириус»: про экскурсии на электромобилях, уникальный новый планетарий «Сириус» в Олимпийском парке, программы для любителей древностей, экскурсии по Парку науки и искусства «Сириус», концерты и фестивали, возможности для спорта, лекции о геральдике.
Материалы предоставлены архивом ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр».
Читайте также